Главная 24 Мой ребенок 24 Задержка психического развития у детей: причины, классификация, лечение

Задержка психического развития у детей: причины, классификация, лечение

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

Задержка психического развития у детей: причины, классификация, лечение

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.



  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Задержка психического развития у детей: причины, классификация, лечение

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).



Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:



  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Задержка психического развития у детей: причины, классификация, лечение

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.

Она включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
  • в отдельных случаях — медикаментозную терапию.



Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

Церебролизин стимулирует работу головного мозга, улучшает память и мозговую деятельность. Дочери выписывает врач регулярные курсы лечения этим препаратом, я вижу улучшения. Но и конечно роль родителей имеет большое значение в процессе развития и адаптации таких детей.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Последствия эпидуральной анестезии при родах

Последствия эпидуральной анестезии при родах В предыдущих статьях мы подробно рассматривали показания к эпидуральной анестезии и как ее делают, остался еще один очень важный и волнующий момент – последствия.

Влагалище после родов: состояние, изменения, восстановление

Что происходит с влагалищем после родов и как его восстановить Вопрос, в каком состоянии будет находиться влагалище после родов, волнует всех женщин. Оно претерпевает существенные изменения, которые могут сказаться на самочувствии молодой мамы и её интимной жизни в первые месяцы после рождения ребёнка.

Эпидуральная анестезия

Эпидуральная анестезия В предыдущей статье мы говорили о методиках родов без боли. Тема достаточно популярна среди будущих мам, поэтому сегодня продолжим ее развивать и поговорим об эпидуральной анестезии.

Головные боли после родов: причины, средства лечения, советы

Головные боли после родов: медикаментозное и народное лечение Мигрень всегда неприятна: она мешает размеренному и налаженному ритму жизни, доставляет дискомфорт, ухудшает настроение и работоспособность.

Нарушение речи у детей

Нарушения речи у детей Формирование той части мозга, которая отвечает за восприятие и воспроизведение речи, наиболее активно происходит в первые три года жизни ребенка. Если на этом этапе произойдет сбой, его нужно как можно быстрее откорректировать.

Оптимальная температура в комнате для новорожденного

Оптимальная температура в комнате для новорожденного Какой должна быть температура воздуха в комнате новорожденного? Этот вопрос беспокоит практически всех новоиспеченных родителей.

Можно ли ставить ребёнка в угол: все за и против

Можно ли ставить ребёнка в угол: доводы сторонников и противников Кто-то из родителей безоговорочно и не раздумывая отправляет непослушного малыша в угол после провинности.

Правильное отлучение ребенка от груди

Правильное отлучение ребенка от груди Кормление грудью для малютки – это не просто идеальное питание. Это еще и возможность почувствовать себя защищенным, слышать биение маминого сердца и испытать чувство полного спокойствия и комфорта.

Развитие ребенка 6 месяцев

Развитие ребенка 6 месяцев Показатели развития. Ребенок уже с легкостью переворачивается не только со спины на живот, но и наоборот, пытается немного ползать.

Учимся правильно подстригать ногти ребенку

Учимся правильно подстригать ногти ребенку Подстригать ногти ребенку нужно не только ради красоты, но и для того, чтобы он себя не травмировал. Рассмотрим, как делать это правильно.

Загар для детей: как подготовить кожу и не испортить себе отпуск

Загар для детей: как подготовить кожу и не испортить себе отпуск Отпуск не за горами и вы не хотите повторять опыт предыдущих лет и постоянно бороться с солнечными ожогами? Тогда давайте разбираться, как подготовить кожу, чтобы загар у детей был красивым и не доставлял вам беспокойства.

Почему ребенок не говорит?

Почему ребенок не говорит? Ребенок не разговаривает, изъясняется жестами, хотя его ровесники давно уже говорят предложениями. Как поступить в такой ситуации – ждать или обратиться к врачу? Переживания родителей нельзя назвать беспочвенными, потому что учиться говорить малыш должен в определенный период особой восприимчивости к освоению слов и словосочетаний.

Как развить решительность и самоуверенность у ребенка?

Как развить решительность и самоуверенность у ребенка? Несмелые и стеснительные люди, как правило, обладают богатой фантазией, хорошо понимают чувства других, но они слишком впечатлительны и уязвимы.

Как успокоить ребёнка при истерике, коликах, гиперактивности, перед сном

Как успокоить ребёнка, когда он плачет или у него истерика Капризы, плач, истерика, крик — время от времени это случается с каждым ребёнком. Только у кого-то такое состояние входит в привычку и становится постоянным кошмаром для родителей, а у кого-то всё это случается крайне редко.

Виды нарушений речи у детей

Виды нарушений речи у детей Нарушения речи у детей тем сложнее скорректировать, чем старше ребенок. Соответственно чем раньше удастся их выявить, тем меньше придется прилагать усилий или реже посещать логопеда для их устранения.

Ребенок боится чужих – несколько советов как победить страх

Ребенок боится чужих – несколько советов как победить страх Некоторые родители замечают, что их ребенок боится чужих в 5 месяцев, но в чаще это случается к семи месяцам. Увидев приближающегося постороннего человека, кроха может разрыдаться, а если останется с ним наедине слез вообще не избежать.

Когда обращаться к логопеду

Когда обращаться к логопеду Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в полтора года, то другие первые слова произносят только после двух.

10 вопросов по гигиене ребенка

10 вопросов по гигиене ребенка При рождении малыша каждая мама задается множеством вопросов. Уход за ребенком кажется настоящей проблемой. В этой статье попробуем ответить на основные вопросы по гигиене ребенка, которые беспокоят молодых родителей.

Как играть с ребенком в доктора

Как играть с ребенком в доктора? Болезни, прорезывание зубов, анализы и прививки…. Все это отнимает у родителей много сил и нервов. Приходится постоянно волноваться о здоровье ребенка и с беспокойством ждать очередного визита к доктору.

Детские игры для развития речи

Детские игры для развития речи Сейчас редко встретишь маму, которая может похвастаться, что ее ребенок в 1,5 года уже неплохо разговаривает. Причем это касается даже очень ответственных родителей, строго придерживающихся многочисленных рекомендаций логопедов и психологов.

10 страхов молодых мам

10 страхов молодых мам Страхи молодых мам перед ребенком зачастую объяснимы, а некоторые даже имеют определенные плюсы, единственная проблема в том, что многие принимают их слишком близко к сердцу.

Уход за волосами, ушками и носиком

Уход за волосами, ушками и носиком Уход за волосами. Ребенку в течении первого месяца жизни нужно омывать голову ежедневно, чистой водой во время купания, после чего нужно промокнуть волосы мягким махровым полотенцем.

Уход за зубами и деснами младенцев

Уход за зубами и деснами младенцев Чтобы зубы были здоровыми, а улыбка белоснежной – начинать уход за ними нужно с первых дней жизни ребенка. Обратите внимание, не после появления первых зубов, а задолго до этого.

Как правильно выбрать детскую коляску

Как правильно выбрать детскую коляску? Вряд ли прогулки на улице будут приносить вам удовольствие, если коляска будет застревать в лифте и вам придется ее нести или она будет тяжелой в управлении.

Рейтинг@Mail.ru